Впервые готика появилась в Санкт-Петербурге в 1820 году. Навеян такой стиль был чтением иностранной литературы, собиранием коллекций различного оружия, а также начавшаяся англомания русского народа.
Распространению элементов готического стиля стали и французские художники, которые оказывали неизгладимое влияние на семью художников Брюлловых, которые занимались витражами.
О том, что эта семья занималась производством витражей, повествует одно из писем Федора Брюллова архитектору Александру. В этот период, когда заводы просто не могли перепрофилироваться, а увлечение витражами становилось все более значительным, эта семья и стала зарабатывать на необычном, экзотическом увлечении многих современников.
В 1822 году Александр и Карл Брюлловы отправились в путешествие в Италию, с целью изучения архитектуры и восстановления древних памятников культуры. Эта поездка навсегда оставила следы в их сердцах. Ведь там, они впервые познакомились с готическим искусством. Карл во время их прогулок и походов занимался копированием готических картин эпохи Возрождения.
Пожелания царя
Причиной к возникновению витражей от рук Брюлловых, стало письмо брата Федора, в котором говорилось, что царь теперь желает, чтобы храмы и дома были украшены цветными и разрисованными стеклами. Вот только технологию изготовления таких произведений в России на тот момент еще не знали.
Также в письме говорилось о том, что в моду постепенно входит все готическое – и архитектура, и живопись. Но для написания витражей красок не было. Поэтому Федор и попросил братьев привезти краски, узнать технологию и захватить несколько образцов витражей.
Храм в готическом стиле
Когда Александр Брюллов вернулся в Петербург в 1830 году, ему предложили строительство храма Святых апостолов Петра и Павла, который должен был быть исполнен в готическом стиле. Иконы для него писал Федор, а витражи делал Рябков.
Но строения в готическом стиле встретили сопротивление самого царя Николая Первого, который и предложил нововведение. Таким образом, лишь отдельные готические элементы и витражи нашли отражение в архитектурных сооружениях.
Карл Брюллов возвратился в Россию только в 1836 году. Именно тогда он и получил заказ на создание образа для Казанского собора. Он хотел разобрать одну из стен и поместить туда новый витраж. Но царь не принял изменений.
На этом и закончилось дело Брюлловых, которые пытались привнести в русскую культуру элементы готического стиля.