Уже прошло много лет после распада Советского Союза, но то достояние, которые мы смогли получить от ученых того времени трудно переценить. Так, к примеру, глубочайшее уважение нужно отдать Пронину Александру Федоровичу, который был руководителем витражной мастерской. Благодаря этому мастеру наш народ получил новые и ценные познание в ремесле, а именно в понятии стекла в целом.
Окончание в Харькове монументального отделения отдало дань этому великому человеку. Для того, чтобы подготовить монументалистов потребовалось создать неразрывную связь в освоении разных техник, таких как мозаика и керамика. Например, для того, чтобы сделать мозаику в качестве основного материала использовали глину, открашивая при этом цвета, тем самым пробуя составную часть глазури или эмали. Только после этого на экспозиции участникам разрешали подойти к витражу, где проходил процесс обучения правильному держанию стеклореза, ломки стекла и т.д. Далее – вновь процесс окрашивания, только в этот раз используются красители, лучше всего глухой, который прозрачный на стекле.
Для рабочего процесса в основном использовали Брянское стекло, нельзя сказать, что палитра была разнообразной, скорее ограниченной. Это и служило причиной того, что стекло необходимо было обогащать техническими приемами обжига. В 80х годах в Липецком художественном фонде не существовало различных вариаций цен на стекло. Витраж быстрее воспринимался росписью.
Первый витраж
Одним из первых витражей СССР считается витраж, который был изготовлен специально для здравницы профсоюза в 1988 году. Далее последовали витражные работы для медсанчасти и краеведческого музея. После того, как в 90х годах начался период великой перестройки, витражное искусство сильно затормозило в своем развитии, Фонд развалился, а склады, где хранились материалы и вовсе потерпели налеты мародёров. Но пошли данные изменения и на пользу. Если раньше во всех заказах присутствовали исключительно идеологические мотивы, то теперь появился частный заказчик, который совсем иначе относился к вопросу искусства.
Безусловно, 90е годы были тяжелыми не только для витражного искусства, но и для всех отраслей бывшего единого государства. Порой, работы вообще не было, и если в СССР были заметны прогрессивные решения, то после распада все сошло на «нет». Но все кардинально изменилось с приходом на мировой рынок американского стекла.