В наше время витражи используются в элитной отделке квартир, при отделке домов и в ландшафтном дизайне участков роскошных частных владений. Слово "витраж" произошло от французского vitre (стекло). Так называли просвечивающие стеклянные картины, собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете.
Остаткам древних витражей в Африке около 5,5 тысяч лет. Известны европейские витражи, найденные в Риме, которым более 2-х тысяч лет. Египтяне использовали кусочки цветного стекла для наборных мозаичных полотен. В VI веке цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Цветовая палитра была весьма скудной: красные, синие и бесцветные стекла, скрепленные свинцовой протяжкой. Детали привносили росписью.
Лучшими в мире считаются готические французские витражи. Соборы и храмы, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Витражи не только украшали, но служили просвещению и воспитанию прихожан. Таковы и собор Парижской Богоматери, соборы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В то время в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной. В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в эпоху готики витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Цветные уходили в прошлое, сменяясь однотонными. В сюжетах тоже произошли изменения. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты, куртуазные любовные сцены.
Источник: www.privatehouse.ru