Традиция готического строительства церквей
Готические соборные церкви Иль-де-Франс являются далекими потомками раннехристианских базилик Рима. Сами римские базилики были подвержены ряду землетрясений и пожаров во время средневековья, но они были тщательно перестроены в течение тысячелетия в соответствии со структурной парадигмой и материальной палитрой глиняных кирпичных стен, облицованных витражей, мраморных колонн и деревянных открытых крыш. Так началась традиция готического строительства церквей.Украшение фасадов
Блестящее фигуральное украшение на входном фасаде базилики было предвкушением ослепительного интерьера, облицованного колоннами, который фильтровал свет из окон полупрозрачного алебастра. Однако смена парадигмы произошла со временем, особенно к северу от Рима, в ответ на литургическое обогащение, монашество, местное ремесло и спорадический контакт с византийским Востоком. Принимая во внимание, что ранняя базилика охватывала ряд параллельных плоскостей стен, окруженных поддерживаемыми ими крышами, строители более поздних базилик распространили использование поперечных арок для перекрытия между этими стенами, чтобы улучшить их устойчивость. Изолирование стен нефа, вызванное стихийными бедствиями, в то же время поэтически усиливало процессный ритм и числовую символику интерьера церкви. Потустороннее величие сплошной внутренней кладки, смело окрашенной и огнестойкой, препятствовало консервативному восстановлению более похожих на сарай и пожароопасных базилик во всей Франции.
Изобразительный импульс
Чтобы выдержать вес сводчатого потолка, стены были утолщены. Окна стали меньше и реже, но современное развитие витража сделало их блестящими, как вставные камни. Увеличенный подъем часто сопровождался непрерывным циклом сводчатых проходов и галерей, которые помогали противодействовать сжимающей тяге сводчатых сводов нефа и хора. Готические строители вычитали массу из стен везде, где можно было уменьшить мертвые нагрузки с помощью слепых аркад. Посредством концентрации массы у основания здания, в которое направлялись нагрузки от вышеперечисленных элементов конструкции, постепенно оттачивалось равновесие сил и экономия конструкции. Этот изобретательный импульс произошел в различной степени по всей средневековой западной Европе, что дало результаты, которые были регионально отличительными. Тем не менее, именно в самом сердце северной Франции - сдержанной и неуклюжей обстановке французских королей, до сих пор неприметной для архитектурного прогресса, - синтез двенадцатого века в нескольких аббатствах и соборных городах под Парижем породил удивительно убедительное видение христианского храма. Язык, который историки называют «готической» архитектурой, был, как по своей структурной логике, так и по символическому значению, утонченной грамматикой, используемой для описания дома Бога. Строители интуитивно вводили новшества в рамках живой традиции форм, материалов и смысла.