Модерн, как непременное стилевое направление во всех сферах искусства 19-го и 20-го столетий, не выпустил из своего внимания и искусства витража. Именитыми и признанными мастерами витража были для этих эпох М. Шагал и Ф. Шехтель. Витраж вторгся уже во все здания: банковские учреждения, дома, административные здания и т.д. Витражи стали выразителями вкуса хозяина дома.
Витражи располагались в самых центральных местах: в дверных фрамугах, над входом, на лестничных маршах, в фонарях и лампах, а о традиционных окнах и говорить нечего. Одним из новшеств стали витражи, выполненные с большим изяществом и легкостью в качестве перегородок. Вернулись в моду панно, которые могли украсить любую комнату с самым разным предназначением. Любители искусства витража заказывали себе столешницы-витражи.
Мастера находили новые детали, которые за счет нового приема смотрелись ново и очень изысканно. К таким, например, относится фацет – стекла обрезались шире, чем этого требовали каноны раньше, что создавало эффект огранки драгоценного камня и делало стекло более интересным.
Нельзя обойти вниманием еще кое-что. Это люстры, которые также можно отнести к произведениям витража. В помещениях, где пространственные характеристики превышают размеры стандартной квартиры, эти люстры просто-таки необходимы. Они прекрасно смотрятся, не закрывая собой все пространство, органично вписываются в помещение, как дорогая изысканная брошь на бархатном одеянии.
Современность, уже конец 20-го века, внесла свои коррективы – снова произошел кардинальный перелом и искусство витража и работы со стеклом получили новый стимул и обширное поле для экспериментов. Имеется в виду архитектурное стекло, которое может моделироваться так же, как и металл, обладая таким же характеристиками относительно прочности полученных из них изделий. Пиролитное покрытие изогнутого стекла позволяет воплощать в жизнь любые идеи и формы.
Подготовки витражей включают разные обработки стекол: холодные, горячие – для получения нужных цветовых решений и форм. Фьюзинг, многовариантный по своим возможностям, является лидером среди наиболее популярных техник. Он дает возможность получить в результате выверенные и красивые формы многослойных соединений стекол с потрясающими акварельными эффектами и сделать витраж, стилизованный под едва «обработанный» кусок стекла рваной неправильной формы.