Витражи можно охарактеризовать, как картины, которые собрали из разноцветных кусков стекла. Такие шедевры издавна украшают христианские храмы и на Востоке, и на Западе. В православных храмах подобного рода украшение появилось в 19 в. благодаря благосклонности российских императоров. На сегодняшний день такие витражи, как настоящее произведение искусства и отпечаток истории находятся под защитой государства, постоянно реставрируются и даже создаются новые. К тому же несмотря на определённую строгость православия, наличие витражей в храмах никак не противоречит вероисповеданию, что сделало их главным убранством русских церквей.
Разновидность икон
Изначально витражи воспринимались как и прочие иконы, только написанные на прозрачном стекле. Кстати, в 18-19 вв. иконы стали изображаться не только на дереве и бумаге, но и на металлических пластинах, вышивались бисером и собирались как мозаика.
В 1830-1840-х гг. в русских церквях появляются первые витражи, изображающие запрестольные образы. Такая идея возникла по причине плохого освещения храма, и прихожане не могли видеть запрестольную икону. Потом её решили переместить в алтарное окно, чтобы на нее попадал солнечный свет. Такая смелая идея пришла в голову художника К. Брюллова. Он вообще предлагал пробить в стене Казанского собора дыру и установить туда витраж с образом. Но такую смелую идею император не поддержал, но позже, при возведении Исаакиевского собора, архитекторы привели похожий замысел в действие – это был витраж с образом Воскресения Христова. Поскольку на то время в России стекло на таком уровне не производилось, изготовили его в Германии, под надзором Священного Синода.
Религиозное искусство
На сегодняшний день витраж Воскресения Христова остаётся самой большой картиной из стекла во всей России. Более того, когда во время службы открывались Царские врата, на образ Христа падал солнечный свет, создавая иллюзию светящегося нимба. Создавалось такое впечатление, что в этот момент Иисус нисходит с небес к верующим. Конечно же, такое зрелище производило сильное впечатление, особенно на людей малограмотных и бедных. После этого образ Воскресения Христова стали устанавливать и в других храмах, но не так масштабно.
Развитие стекольной промышленности
Со временем отечественные стекольные заводы настолько развились, что стали выполнять самые сложные заказы по стеклянным изделиям, в число которых входило и создание витражей для православных храмов. К тому же икона из стекла имеет целый ряд преимуществ, в отличие от изображения на непрозрачной основе. Среди них главное место занимает игра света. Это послужило началом создания цельных иконостасов из стекла, развитие которые пришлось на начало 20 в.