Слово "витраж", происходящее от французского vitre по сути означает "оконное стекло". В древние времена для создания витражей не требовались стекла большого размера. Достаточно было сравнительно небольшие листы, из которых вырезались фигурные фрагменты, соединить свинцовыми переплетами в единую картину. В окнах соборов витражные стекла могли вставляться в каменный переплет, укреплявшийся металлическими деталями. Свет, проникающий сквозь витраж, насыщался цветом, наполнял бликами внутреннее пространство, создавал иллюзию соприкосновения с неземным бытием. К сожалению, и Церковь оказалась подверженной сиюминутной моде. Многие чудные витражи средневековья были уничтожены не временем, а руками человеческими. Даже драгоценные старинные витражи изо всех окон собора Парижской богоматери выломали в 1741 году и, чтобы стало светлее, заменили обыкновенным стеклом. Только наверху, куда не дотянулась рука вандалов, уцелели три больших розы… Последующие сто- и десятилетия тоже не пощадили хрупкие разноцветные миры, которые то расцветали вместе с каким-нибудь подходящим стилем (ар нуво, например), то погибали вновь. Сегодня мы решили поговорить с теми, кто опять вызывает их к жизни, украшая витражами интерьеры наших домов.
Роман Поляков, директор компании «Лаборатория Дизайна»:
Преломленный витражным стеклом свет заполняет пространство интерьера, создает атмосферу с заданными характеристиками, поскольку витраж это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении. Насыщенные витражи храмов переносят в возвышенную, лишенную суеты реальность, не имеющую ничего общего с обыденной повседневностью. Изысканные и деликатные витражи серебряного века настраивают на поэтический лад. Поскольку творческий потенциал нашей компании составляют выпускники МАРХИ, мы прекрасно понимаем, что витраж – это одно из наиболее активных выразительных средств в архитектуре. Именно поэтому он используется для того, чтобы подчеркнуть основной замысел архитектурного сооружения, его стиль.
В современных домах витраж чаще всего используют с расчетом не столько на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой распространенной формой было витражное окно, то теперь это – потолочные плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Практически нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст.