Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.
Палитра, которой пользовались мастера еще времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках – это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.
А теперь можно себе представить, как такая яркая гамма умело могла быть использована, и какое богатство красок поражало воображение тех людей, которые видели играющие лучи на потрясающих огромных витражах в средневековых храмах. Не случайно все же искусство витража стало обособленным и отдельно развивающимся, не прекратившим свое существование – ведь как много можно было передать, зная все возможности этого вида декоративного «ремесла».
До нашего времени дошли памятники, которые могут поведать о том, что же делали мастера того времени. К ним относится Собор Парижской Богоматери, который стал центральным местом событий и ожил в романе В.Гюго. В произведении уделено внимание розе, прекрасном образце витражей средневековья. Действительно, и до сих пор этот старинный витраж не потускнел, не был уничтожен, и поражает воображение. Вопрос об уничтожении такого прекрасного образца средневекового искусства современному человеку просто не придет в голову. Однако в историческом контексте это имело место. Такой вандализм проявлялся, приводя в ужас церковников и горожан. Многие «начальники» того еще времени, не совсем понимая значение красоты и архитектуры, давали распоряжение выломать все витражи, чтобы вставить вместо них обычные бесцветные стекла. И все это – чтобы в храмах стало больше света. Витражи, которые описаны в романе, остались на своем историческом месте благодаря человеческой лени: слишком велик был их размер, да и высоковато они располагались.