Германия долгое время сохраняла готические традиции в витражах. Однако, в начале XVI века, под влиянием Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, витражисты перешли к ренессансному стилю. К наиболее ранним экспонатам относится немецкий витраж первой половины XV века с изображением Святого Георгия. Образ Святого Георгия стал особенно популярен в искусстве Германии, начиная с XIII века и изображался почти так же часто, как Мадонна. Рисунок витража прост и лаконичен, он еще полностью подчинен законам готики. Интересны работы мастерской Фейта Хиршфогеля (Германия, Нюрнберг) — «Сусанна и старцы»; Михаэля Вольгемута (Германия, Нюрнберг) — «Святая Анна, Мария и Младенец Христос» (ок. 1500), «Святой Николай, благославляющий моряков» (ок. 1500).
XVI век явился важной вехой в истории витражей, которые становятся украшением не только храмов и часовен, но все чаще появляются в интерьерах частных домов и общественных зданий.
В это время главенствующее положение в этой области искусства заняла Швейцария. Швейцарские витражи отражали помимо традиционных библейских и евангельских сюжетов различные аспекты современной жизни страны, что делает их ценным историческим источником. Так, например, немаловажной статьей доходов Швейцарии того времени была поставка солдат-ландскнехтов в другие страны. Это нашло отражение в витражном искусстве. Подобные произведения рассказывают не только о характере вооружения и составе швейцарской армии, но и о развитии военной символики. Другим распространенным сюжетом было заключение брачных союзов. Эрмитажная коллекция обладает очень интересным собранием витражей швейцарской школы в числе которых — «Витраж с изображением гербов» Иеронима Шпенглера, «Фортуна-Щитодержательница» Никлауса Вирта фон Виля. Прекрасный витраж мастерской круга Карла фон Эгери — «Знаменосец из Левенталя», исполненный по рисунку Ганса Гольбейна Младшего.
Постепенно последующие эпохи утратили интерес к витражу. Лишь в XIX веке он вновь обрел популярность. Те, кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для эстетики дизайна. В последнее десятилетие века Вагнер и другие дизайнеры старались объединить декоративные искусства в одно гармоничное целое, так называемое gesam-tkunstwerk, или «абсолютное произведение искусства».
Источник: www.privatehouse.ru