В связи с оживлением церковной жизни в нашей стране, а также, в связи с активизацией работ по восстановлению разрушенных церквей и монастырей, в последние годы у художников-витражистов появился неподдельный интерес к русскому церковному зодчеству. Православные храмы Москвы и Санкт-Петербурга стали украшаться витражами из цветного стекла и из бесцветного гравированного стекла. Увеличение числа подобных витражей от года в год говорит о том, что наметилась определенная тенденция в оформлении наших храмов. Это явление, несомненно, заслуживает внимания, ведь мы привыкли связывать искусство витража, прежде всего с традициями католических соборов, а виденные нами витражи в православных церквях - считать уникальными произведениями искусства.
Изначально, в Древней Руси, русское зодчество фундаментально отличалось от западноевропейской архитектуры. На протяжении столетий западная архитектура было очень тесно связана с витражным искусством. Своего наивысшего расцвета средневековый готический витраж достиг с появлением стрельчатых арок.
На Руси в архитектуре зданий преобладающее значение получила стена с окнами-бойницами. Соответственно, в древнерусских храмах витражам не было места. Цветное остекление начало применяться на Руси только в 17 веке в интерьерах боярских теремов, откуда это модное явление и перешло в храм.
В синодальный период Русская церковь находится под влиянием западного искусства, что можно проследить по появлению в Киевских церквях витражей, выполненных в стиле барокко. Даже грандиозный алтарный витраж "Вознесение Христа" в Исаакиевском соборе, который признан одним из крупнейших витражей мира, специалисты русского церковного искусства рассматривают, как образец подражания католическим соборам.