После толчка, произошедшего в искусстве создания витражей в X веке, происходят некоторые изменения, которые стремились совершенствовать уже достигнутые успехи. Витражи последующих веков стали яркими, красочными, рисунок был плоскостным, тематики – разнообразными. Архитектура и витраж идут в красивейшей паре самых развитых видов искусства.
Одним из новых приемов, разработанных мастерами, явился гризайль (фр. Gris - серый), сущность его состояла в том, что одной и той же краской наносился рисунок со всеми тональными переходами – от очень темного до максимально светлого. Краски – коричневая, уже давно применяемый шварцлот, и черный, созданный на основе смесей разных окислов металлов. Манера гризайля предполагала исполнение самых разных рисунков: сложные орнаменты, введение в композицию рисунка яркие контрастные штрихи на фоне общего орнамента.
В последующие века была изобретена новая красочная палитра: желтое серебро. Существующая группа красящих соединений, которые, не растворившись в стекле полностью, распределяют мелкие частицы краски в стекле. Такое образование называется коллоидным раствором. Работа со стеклом и серебром в итоге давала коллоидный раствор желтого цвета. Работа с золотом или медью в качестве красителя давала в результате растворы красноватого оттенка.
Этот способ заключается в том, что в шихту вводилось небольшое количество красителя. Другим вариантом была «протрава». Чтобы сделать протраву необходимо сделать пасту, в состав которой входит соль (азотнокислое серебро), добавляется охра или глина, немного декстринового клея. Сделанной пастой намазывали стекло в тех местах, которые нужно покрасить, высушивали. После этого следовала фаза обжига – температура размягчения стекла – охлаждение стекла, очистка от состава. После этой процедуры верхний стеклянный слой оказывается окрашенным в желтый оттенок, глубина цвета которого зависит от количеств серебра в составе пасты либо от времени обжига.
Этот способ основывается на физическом явлении диффузного движения частиц серебра в податливые от температуры слои стекла. Этот более простой способ окрашивания сократил количество стыков в композиции, поскольку стало возможным окрашивание ровно того сегмента, который нужен. Кроме того, появилось искусство гравировки «медным колесом»: кусок окрашенного листа выгравировывался рисунок или просто узор, который углублял светотень в нужных художнику фрагментах, что зависело от величины среза в стекле.