Смальта представляет собой стекло, покрытое кобальтовой синей краской, с примесью калия, которое использовалось для сбора мозаики. Такое же название носит краска, сделанная из толченого стекла. Насыщенный синий цвет королевской смальты обуславливается огромным количеством кобальта, который добавляется в процессе приготовления и шлифовкой поверхности начерно, которая не практикуется в обыкновенной смальте.
Из кобольта можно получать многие цвета, но смальта это единственный пигмент, который делался из этого элемента до начала изоляции в восемнадцатом веке. Это был важный пигмент в европейской масляной живописи, в особенности в шестнадцатом- семнадцатом веках. Происхождение смальты, предположительно, можно вывести от синего пигмента, который использовали древние египтяне. Оба пигмента делались из стекла голубого цвета и использовались для глазурирования керамики.
Для производства смальты кобальтовая руда нагревается до формирования оксида, затем смешивается с кремнием и продается производителям стекла, которые смешивают этот состав с калием для получения смальты. Многочисленные ранние рецепты приготовления смальты известны до сих пор. В зависимости от пропорций материалов можно было получить цвета от фиолетово-синего до ярко-голубого.
В виде стекла смальта прозрачна. Частицы смальты стекловидные, хотя поверхность имеет высокие отражающие свойства. Когда стекло перемалывается, его рассеивающие способности возрастают, а насыщение цветом, наоборот, понижается. По этой причине, смальта не может быть смолота так мелко, чтобы использоваться как равномерная краска. Из-за высокого показателя отражения, цвет смальты является более матовым, если его использовать с водянистыми растворителями и известняком (для фресок). В масляной живописи толченая смальта используется, так как близка к сухим краскам.
Калий имеет сильную щелочную среду, причем щелочь, по свидетельствам экспертов, способствует удерживанию синего цвета смальты. Высушивание масла, наоборот, приводит к легкому окислению среды. Небольшая пропорция жирных кислот, наличествующих в краске, может провзаимодейтсвовать с калием. В этой реакции может иметь место влага, поскольку калий привлекает ее, хотя обуславливаться это может и высокой влажностью воздуха.
Чтобы защитить смальту от выгорания и улучшить ее цвет, ее смешивают со свинцовыми белилами. Чтобы предупредить дисколорацию, по традиции смальту разбрызгивают на свежий слой краски, а затем обрабатывают пигментом.
Смальта оказывает иссушающее влияние на масла и иногда используется сугубо в этих целях. Смальта поглощает умеренное количество масла (25г. масла на 100 г. пигмента). Пигмент этот отражающий; его трудно намочить, смешивая с маслом в плотную кашицу. Прежде чем смешивать масло со смальтой, лучше добавить в него немного пчелиного воска или стеарата алюминия.
Смальта, содержащая кобальт, может быть ядовитой, если ее вдохнуть или съесть. Хранить краску в порошке следует очень внимательно, чтобы избежать вдыхания.