История витража начинается в древности, что подтверждают находки ученых при раскопках – мозаичные полы и элементы собственно витражей. Витражное искусство сначала было популярно в дворцовой и храмовой архитектуре, как элемент украшения, затем стало популярно и в светских кругах.
До десятого века мастера витража практически ничего нового не внесли, развитие это ветви декоративного искусства замерло.
С началом этого переломного века для искусства витража начинают применяться технологии, которые, несомненно, позволили сделать шаги вперед и не дать исчезнуть витражам. Один из новых способов, описанных Теофилом, позволил мастерам получить большие, чем прежде куски стекла. Изменилась и техника соединения стекол: делались в специальных формах стержни из свинца, затем расплющивались в полоску, а полоска служила соединительным материалом для предварительно вырезанных и подогнанных стекол. Так, подогнав всю картину или ее фрагмент на плоской поверхности, начинали спаивать особым стержнем при помощи сплава олова и свинца. Резка стекла осуществлялась тоже особым образом: раскаленным железным прутов проводили по заранее нанесенному рисунку, но из-за соприкосновения стеклянной поверхности с прутом возникали трещинки. Если посмотреть на старинные витража, то можно увидеть эту особенность на них: не совсем ровный разрез стекла и паутинки трещинок, отходящих в стороны от края. При соединении стекол по швам проходились дважды: сначала с одной стороны, потом с другой. Этот вид техники соединения характерен для витража, называемого «паечным». Эта техника завоевала себе место на несколько веков и была очень популярна.
Весь готовый витраж, а нередко он было просто огромных размеров, окаймлялась рамой из дерева или железа, которую уже вставляли в окно.
И в этом же веке появляется живопись на стекле. Был изобретен для этого состав, который назывался шварцлотом, представлял собой сильно растертые смеси окислов меди (иногда железа) со стеклом (либо содержащим свинец, либо легкоплавким). Наносили его после замешивания тонкой волосяной кисточкой. Высохшее стекло с рисунком обжигали при температуре, достаточной для того, чтобы сделать мягким и плавким состав того стекла, входившего в шварцлот. Рисунок, таким образом, укреплялся, и работа была готова. Популярны стали сюжетные изображения (люди, фигурки животных), орнаментальные стали отходить на второй план.