Западная Европа была богата витражами, а наиболее интересной страной в отношении собрания произведений искусства витража можно выделить Чешское государство. Один из глав Ватикана, съездив в Чехию, позже писал, что ни одна страна в отношении количества и красоты витражей не сравнится с Чехией. Так что если есть желание изучить лучшие образцы витражного искусства – немедленно ехать и смотреть чешские костелы! «Любительницами» витражного искусства являются Германия и кокетливая модная Франция. Собственно, именно под их влиянием в мире распространились витражи.
А вот что в отношении витражей делалось в России? И были ли вообще славянские народы мастерами в этом отношении? Были.
Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение. Хотя искусство витража не было настолько распространенным и популярным как в европейских державах.
Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634г.
Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь».
Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-на-крови, Академия Художеств… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.