Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.
Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.
Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении – создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол.
Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.
Меняется соответственно и тематика – ренессансный мир уже не заботится о святых. Теперь на первом плане живые люди, красивые лица, легкие пейзажные картины. Одним из ярких примеров такой витражной живописи является портрет Гильома де Монморенси: тонкое аристократическое лицо с пронзительными чертами, прекрасно прописанное до мельчайших деталей.
Время Ренессанса все же сократило количество используемых витражей, а вот вторую жизнь ему открыли частные дома, куда почти окончательно переселяется витражистика. Витражи для кабинетов, которые были распространены еще в период средневековья, продолжают оставаться привлекательными и востребованными. Это, как правило, светские сюжеты или портреты. Они теряют свою масштабность ввиду не самых больших размеров, поэтому детали этих работ лучше рассматривать на небольшом расстоянии. Эти витражи близки к гравюре: в небольших размерах витражей яркие насыщенные краски теряют свой смысл, и заказчики больше склоняются к монохромным витражам. Дворянские дома были заказчиками семейных гербов, эмблем, истории рыцарей и их возлюбленных.