История витража и мозаики, как во многом схожих между собой ветвей искусства, прошли нога в ногу многие эпохи. А иногда даже путают мозаику с витражом.
Суть искусства мозаики и витража схожа: дополнение архитектурных ансамблей, пропаганда церкви, в целом, более понятный язык для обывателя, нежели глубокий завуалированный символизм архитектуры. И, конечно, украшение, добавление колорита и яркости в мрачные и строгие своды храмов и дворцов.
Итак, мозаика – это то же цветное стекло, что используется и в выполнении витражей, но мозаичное стекло может быть плотным и приглушенным по цвету, так как принцип мозаичных украшений построен на игре бликов отраженного света, в то время, как стекло витража должно быть тоньше и лучше выделано, ведь его смысл – проходящие световые потоки. Нюансом мозаичного искусства являются не меркнущие краски, насыщенные и живые. Никакая живопись в этом смысле не сможет состязаться с мозаикой.
Для витража и для мозаики периодами взлета были времена средневековья и Ренессанса, после чего их значение и задачи перестали быть настолько важными для архитектуры. Если же в целом говорить о времени жизни этих двух ветвей изобразительно-декоративного искусства, то мозаика старше витражей, она появилась еще до нашей эры, и развитие ее, правда, не как самостоятельного вида искусства, продолжалось дольше. Витражи, их развитие и совершенствование приемов, больше мозаики зависели от развития стекловарения. Минимальными требованиями мозаичного искусства к материалу были цвета, а для составления картин достаточно было раскалывать куски на необходимое количество фрагментов и составлять картины. Развитое еще в очень давние времена стекловарение вполне удовлетворяло этим запросам. Трудности искусства витража, как соединение, швы, прозрачность и гравировка для мозаики не стояла.
Развитие витража началось с введением новых способов стекловарения, которые добились улучшения качества материала, и открытие химических соединений, позволивших экспериментировать с цветовой гаммой. Листы стекла становились больше по размерам, тоньше по фактуре, появились новые способы их моделирования. Цвета стали насыщеннее, затем пришло время расцвета рисунков по стеклу, которое позднее совершенствовалось, вовлекая в себя искусство гравировки и достижений живописцев в области рисунка.
В эпоху классицизма и позже оба вида становятся просто способом оригинального копирования существующих шедевров масляной живописи.