Такое необычное слово, как полимерцемент, пришло к нам в разговорный язык еще в далеких семидесятых, когда на прилавках магазинов появился клей, не оставляющий ужасных разводов желтого цвета, и краска, что просто отлично ложилась на любую поверхность и стала устойчива к различной влажности. Первые партии такого рода товара стали появляться в продаже в Харькове и выпущены они были на Днепропетровском химкамбинате. Но появлению этих двух товаров предшествовали некоторые события.
Когда я учился на втором курсе отделения монументально-декоративной живописи, у нас появился новый педагог – Быков Е.И. Именно в его произведениях в восьмидесятых годах мы рассмотрели в виде связующей шинки помесь того самого клея ПВА, цемента и песка. Изготовление витража производилось им в Харькове. Мы использовали огромное количество различных материалов, но такой вид шинки видели впервые. Его применение давало новые перспективы: полотно становилось или широким, или наоборот небольшим, можно стало прикреплять стекла в пару слоев. Но была и проблема – все стекла, имеющие цвет, помещались на основу в виде витринного стекла, которое было размером в шесть миллиметров, что делало вес будущего произведения больше.
Возникшие трудности
При дальнейшем использовании такой технологии, появился ряд следующих проблем – слой цветной краски стал стремительно отслаиваться от основания – витринного стекла. Как мы не старались, обезжиривали стекла и применяли специальные средства. По истечению пяти-семи лет нахождения витража на солнце, краска неумолимо отслаивалась.
Но и среди таких произведений есть и те, которые сохранили свой первоначальный вид. К примеру, одна из работ, которая получила название «Энергия». Она была сделана в 1976 году и помещена в электротехническом корпусе политехнического университета города Харькова. Площадь витража более пятидесяти квадратных метров и он до сих пор находится в отличном состоянии. Рецепт полимерцемента имеет следующие составляющие: одна часть цемента, три части просеянного песка.
Вся эта масса тщательно смешивалась, и к ней прибавлялся клей ПВА. Все это перемешивается. Многие витражи, изготовленные нами, сохранились и до настоящего времени. В настоящее время у нас имеется большая коллекция стеклорезов, которые были куплены еще в советские времена за сущие копейки, но были и экземпляры, изготовленные и на заказ.