428468500        vitrazhy@yandex.ru        Написать через форму

Геометрия сакральной архитектуры

Говорить о сакральной архитектуре сегодня перед Церковью, которая сокрушена и унижена из-за незнания ее символов, болезненного отчуждения оставшейся иконографии, утопленной в схемах бестелесной абстракции, равносильна вращению ножа в ране. Времена изменились, говорят «гуманисты» нашего времени. В то же время, говорят они, современная иконография больше не нуждается в знакомых темах. Христос может быть воплощен в геометрических формах, произвольных и неопределенных. Слов священника достаточно, чтобы вспомнить, что Бог создал себя человеком.

Фундаментальное значение церкви

Наша тема - открытие священного пространства в свете христианской символики, неизменной по определению. Сегодняшний архитектор, который согласен спроектировать и построить молитвенный дом, имеет право и обязан принадлежать к своей исторической эпохе и в то же время к вечной эпохе святости. Свобода выражения мнений не ставится под сомнение. Современность прекрасно сочетается с символическими критериями священного здания. Свобода создавать новые формы неограниченна и явно находится в беспристрастных пределах стабильности и функциональности, и я не имею в виду это только в физическом смысле. В сакральной архитектуре, помимо материальной устойчивости здания, присутствует символика его духовной функции. Церковь это не инженерная работа. Это символ, каменное здание становится церковью только после того, как оно освящено, точно так же, как ребенок становится христианином в крещении. Видеть церковь только как здание, материальное строение - это все равно, что осквернять ее, лишать ее фундаментального значения как символа. Церковь - это тело Христа. Как можно объяснить тело Христа, измеряя его в метрах, каталогизируя материал и методы строительства, используемые при строительстве здания? Большая часть исследований, которые сегодня посвящены христианским храмам, довольно кратко, если вообще, посвящена символам. Они ограничиваются классификацией информации об используемых материалах, эстетике и функциях здания.

Как определить христианский храм?

Современная антропология определяет человека как духовно ориентированное животное; его ориентация действует в двух направлениях: к свету (элиотропизм) и к тому, что выше (теотропизм). Человека всегда привлекали солнечный свет и тайна голубого неба. Его двойная ориентация, горизонтальная и вертикальная, к Восходу солнца, дающему жизнь, и к Полярной звезде, которая является центром космоса, указывает на две координаты его бытия в мире: выживание и духовность. Христианская церковь ориентирована точно так же: продольная ось, называемая солнечной осью, ориентирована на восходящее солнце, на восток (как указывает само слово), а вертикальная ось - ось мунди (ось мир), соединяет храм с Полярной звездой. Солнечная ось проходит между светом и тьмой: во всей мифологии рай находится на востоке, колыбель солнца, а ад на западе, в космической пещере тьмы. Вертикальная ось, ось мунди, ориентировала церковь вверх, объединяя небеса, землю и ад - божественное и дьявольское.

При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна