Мария Магдалина на улице Сен-Дени
Необыкновенная скульптура Марии Магдалины баварского резчика 15-го века Тилмана Рименшнайдера фокусирует наше внимание на ее волосах, которые скручиваются, завиваются вниз и вокруг ее тела. Это волосы, которые умывали ноги Иисуса и росли после его распятия, когда она жила своей затворнической жизнью в пустыне. Внимание к волосам служит для идентификации ее как человека вне приемлемого общества.«ММ на улице Сен-Дени»
Женщины 2000 лет назад в Иерусалиме покрыли бы голову и никогда не показывали бы свои волосы публично. И все же у Магдалины были длинные волосы, и во многих ее изображениях в искусстве, литературе и теологии она изображалась как раскрывающая эти волосы и использующая их для помазания ног Иисуса. Эти акты преданности опознали ее как женщину с дурной репутацией. Хотя эта интерпретация была недавно полностью опровергнута богословом Дороти Энн Ли, в 15 веке это было общее мнение. Повествование, развернутое через метафору ее волос, имеет решающее значение для описания Магдалины, когда она поднимается на небеса, чтобы воссоединиться со своим спасителем. Волосы также являются характерной чертой портрета Марии Магдалины на улице Сен-Дени Джорджа Балдессена: «ММ на улице Сен-Дени», 1976. Она неловко стоит, скрестив руки и ноги, одна рука защищает ее скромность, а другая обнимает череп, завернутый в ее длинные локоны. Сен-Дени было улицей, известной тем, что женщины занимались здесь проституцией. Когда Балдессен работал на типографии Лакурье в Париже в 1975 году, он и его жена Тесс непосредственно знакомились с улицей и ее обитателями. Девушки и их сутенеры смешались с его новым интересом к средневековым изображениям Магдалины. В результате серии рисунков и офортов изображена очень современная Магдалина, либо запертая в угловой архитектуре, либо зависшая в открытом пространстве страницы. Она часто одинока, на одном изображении она расстелена на столе, на других - в мерцающем серебре, но в основном в колючем черном.
Фигура Магдалины
Изображения Магдалины, сделанные в последние годы его жизни - перед его внезапной смертью в автомобильной аварии в 1977 году - являются одними из самых мощных работ Балдессена. Честолюбие его рисовальщика полностью осознает глубокие намерения его предмета. В лучших из этих работ его склонность к манерам жестов сдержана, а фигура Магдалины представлена эмоционально, без ущерба для анатомической точности. Его элегантная линия коренится в описательной траектории вокруг тела. «ММ на улице Сен-Дени», кажется, умоляет нас сопереживать ее тяжелому положению. В отличие от Магдалины Рейменшнедера, уже находящейся на пути в рай, Магдалина Балдессина управляет своей профессией и переживает превратности жизни. Она знает о своей надвигающейся смерти, если не придет спасение, о чем свидетельствует череп в ее левой руке. Она была признана обществом виновной, и ее умоляющий взгляд вряд ли утешит это суждение. Многие художники воплотили Священные Писания в жизнь, переместив их на знакомую территорию.