Витражи в творчестве Марка Шагала
Марк Шагал известен своим изысканным вкусом и контролем цвета в графическом творчестве. Витражные окна не являются исключением. Этот невероятный талант пронизывает его более позднюю работу с витражной средой. Только когда Шагалу исполнилось семьдесят лет, он начал создавать картины витража. Качество стекла, наряду с местом, где свет проносился сквозь них, позволял ему использовать свойства стекла и получать невообразимую окраску. Это усиливалось только освещением света. Многие, но не все, витражи Шагала были заказаны различными церквями и соборами - религиозная природа здания отражена в библейском предмете окон. Шагал работал в сотрудничестве с Чарльзом Марком как во Франции, так и на международном уровне. Можно утверждать, что витражи в творчестве великого художника занимают не последнее место.Европейские витражи
Для некоторых может показаться неожиданным, что Шагал создавал витражи во всем мире. Мы начнем в Европе. Святой Стефан в Германии - единственная немецкая церковь, над которой Шагал работал в течение своей жизни. Шагал завершил шесть окон в восточном алтаре и три окна в трансепте. Эта работа рассматривалась как знак доброй воли между еврейской и христианской религией. Он работал над этим проектом с Чарльзом Марком и закончил финальное окно незадолго до своей смерти в 1985 году.
Чичестерский собор в Англии - это место другой, более мелкой работы. Декан Чичестера, увидел окна Иерусалима на выставке в Лувре в 1960 году. Пораженный этими работами, он поручил Шагалу сделать окно для собора. В отличие от богатых синих цветов, которые отмечают большую часть стекла Шагала, основной цвет этого окна был красным. Он отражает цвета гобелена расположенного рядом.
Собор Реймса заказал шесть окон ланцета и три окна с розами. Эта работа, начатая в 1968 году и завершенная в 1974 году, была проведена в сотрудничестве с Жаком Саймоном. Собор Реймса, отличный пример готической архитектуры, был построен между 1211 и 1516 годами. Витражные окна были впервые установлены в средневековый период, но с тех пор многие были потеряны или повреждены. Это открыло пространство для новых витражей, часть которых создал Марк Шагал. Он очень заботился о цветах средневековых окон, прося Чарльза Марка повторить их.
Серия витражей в США
Одним из крупнейших витражей в творчестве Шагала является так называемое «окно мира» в здании ООН в Нью-Йорке. Окно было сделано в память о Даге Хаммаршельде, Генеральном секретаре, который погиб в авиакатастрофе в 1961 году. В стекле содержатся символы мира, а также музыкальные ноты, касающиеся Девятой симфонии Бетховена.
Союзная церковь в Покантико-Хиллз, Нью-Йорк была построена Джоном Д. Рокфеллером-младшим в 1920-х годах. Его жена, Эбби Олдрич Рокфеллер, была великим покровителем искусств, и это нашло отражение в церкви. Мало того, что Шагалу было поручено создать несколько мемориальных окон, но Анри Матисс создал розовое окно для церкви - последнюю работу, которую он закончил до своей смерти. Окно «Доброго Самаритянина» было заказано Дэвидом Рокфеллером в 1963 году, чтобы увековечить память его отца Джона Д. Рокфеллера.