Символы в священной архитектуре и иконографии
Говорить о священной архитектуре сегодня перед церковью, которая раздавлена и унижена вследствие незнания ее символов, болезненным отчуждением оставшейся иконографии, утонувшей в схемах абстракции, эквивалентно присутствию ножа в ране. Времена изменились, говорят «гуманисты» нашего времени, современная иконография уже не нуждается в знакомых темах. Христос может воплощаться в геометрических формах, произвольных и неопределенных; слова священника достаточно, чтобы помнить, что Бог сотворил себя человеком.Символ церкви
Сегодня архитектор, который соглашается создавать и строить дом поклонения, имеет право и обязанность принадлежать к своей исторической эпохе и в то же время к вечной эре святости. Свобода выражения мнения не подлежит сомнению. Современность полностью совместима с символическими критериями священного здания. Свобода создавать новые формы неограниченна и явно в рамках беспристрастных ограничений стабильности и функциональности. В священной архитектуре, помимо материальной стабильности здания, есть символизм его духовной функции. Церковь - это не инженерное дело. Это символ. Каменное здание становится церковью только после того, как оно освящено, так же, как ребенок становится христианином в крещении. Церковь - это тело Христа. Как можно объяснить тело Христа, измерив его в метрах, каталогизируя материал и строительные методы, используемые при строительстве здания? Большая часть исследований, которые сегодня посвящены христианским храмам, относится к символам довольно кратко, если вообще. Они ограничиваются классификацией информации об используемых материалах, эстетике и функции здания.
Священная геометрия витражей
Геометрия священной архитектуры строго символична. План здания, основанный на диалоге между кругами и квадратами, суммирует фундаментальные отношения между Богом и человеком. Круг означает Небеса, священный, духовный мир. С другой стороны, площадь представляет собой космос, материальные вещи, земное состояние. Концепция Воплощения Слова, на которой зиждется весь символизм христианского храма, иллюстрируется некоторыми средневековыми образами. На протяжении веков византийская церковь строилась на кубе, увенчанном куполом. То, что отличает романскую архитектуру от готики или ренессанса, - это частая неравномерность плана здания и наличие витражей. Как аналогия с человеческим телом, романские церкви бегут от строгости симметрии: жизнь не геометрическая. Романские витражи никогда не бывают одинаковыми, и один и тот же орнаментальный мотив никогда не повторяется, как в неоклассических храмах, где модульное повторение является правилом. Иногда романская апсида отклоняется относительно продольной оси церкви, в память о согнутой голове Христа на кресте. Это превосходство человеческого аспекта над геометрической строгостью будет устранено рационализмом новой архитектуры четырнадцатого и пятнадцатого веков, когда храм становится дворцом, а символ умирает в чисто декоративном предлоге.