Собор Святого Стефана
Среди величайших готических соборов в Центральной Европе, Венский собор Святого Стефана отличается одной из самых неполных, неоднородных архитектур, но также и одним из самых длинных периодов строительства. Структурные дополнения продолжались в течение эпохи барокко и даже в двадцатом веке.Характеристика готических соборов
Первоначальные планы строительства служили развивающимся политическим амбициям восходящих герцогов Австрии, чтобы сделать их столицу епископством независимым от древней епархии Пассау и, таким образом, повысить статус их дома в пределах Священной Римской империи. Как следствие, не все здесь соответствует традиционным характеристикам готических соборов. План базилики показывает отсутствие отличительного трансепта; вместо этого в середине четырнадцатого века была добавлена негабаритная Южная Башня рекордной высоты6 в виде башни, граничащей с хором, как и недостроенная Северная Башня с «Дверью Орла», отмечающей поперечную ось церкви. У Святого Стефана есть не один, а три хора: один основной и два боковых хора, каждый из которых завершается апсидой. Двускатная крыша в области хора заметно ниже, чем у позднего нефа. Главный портал увенчан простым тимпаном, частично скрытым крыльцом, изображающим традиционного Христа в Величестве, символически обнажая его колено, либо как секретный масонский знак или чтобы подчеркнуть его положение в качестве библейского судьи, хотя ниже нет видимых типичных регистров, которые бы изображали Страшный Суд. Христа сопровождают два крылатых ангела в композиции, отчетливо напоминающей церковь Святого Жюльена в Сент-Жюльен-де-Жонзи.
Витражи собора
В декоративном тимпане над Воротами Епископа изображены Успение и Коронация Богородицы, в то время как Врата Певца изображают жизнь и обращение Святого Павла. Два дополнительных, более скромных входа ведут к церкви через ее Южную и Северную Башни. Боковые аспекты этой известняковой структуры создают видимость фасадов без акцентирующей медианы: на западном фронтисписе, усеянном архитектурными элементами, отсутствует вертикальный привод романских во всю длину выступающих опор или готических единообразных горизонтальных делений, которые подчеркивали бы ширину и стабильность собор. Вместо центрального колеса или розового окна над главным порталом, у Святого Стефана есть большое ажурное окно с остроконечной аркой, напоминающее фонарные изображения в английских готических соборах. Тем не менее, доминирующие методы и расцветы готического архитектурного дизайна имеются в большом количестве: в соответствии с каноном немецких готических церквей, проходы имеют почти такую же высоту, что и неф, избавляясь от трехэтажного внутреннего нефа, характерного для французской готики. Вместо этого они пропускают больше света через большие витражные стекла и полноразмерные аркады, так как важность проповедей как деятельности собрания возрастает во всех трансальпийских частях Европы.