Витражи приходских церквей в Шампани
В средние века был достигнут возраст больших соборов, а строительство сосредоточено на деревенских церквях, многие из которых достигают впечатляющих размеров. Больше не было церковных зданий и их украшений, в которых доминировал церковный вкус. Влиятельные семьи добавили частные часовни в уже построенные здания в память о своих собственных членах. Церковь была самым важным коммунальным зданием деревни, местом правовой, социальной и художественной, а также религиозной деятельности.Оригинальная схема витражей
Даже в городах, где есть собор и несколько церквей, построенных по религиозным орденам, большое количество приходских церквей было распределено по району, чтобы служить мирянам. Изображения были удалены из символического представления и абстрактных форм предыдущих лет. Для мирян большое значение имела прямая, эмоциональная связь с настоящим. Независимо от того, насколько сложна программа в полной мере, художники последовательно затрагивали сердца и умы неискушенного зрителя изображениями, которые вызывали сочувствие. Город Труа, столица провинции Шампань, иллюстрирует эту эпоху. Его ярмарки и обширная торговля с землями на востоке (Германия) и севере (низменности) сделали Труа синонимом меркантильного процветания. Труа славится необыкновенной коллекцией нетронутых зданий, сохранивших оригинальную схему витражей. Известные ранее здания включают Собор святых Петра и Павла, строительство которых длилось более трех веков.
Кружевные витражи
Возможно, еще более значимой является приходская церковь Сен-Урбейн, которая стала переломным моментом во французском переходе от Высокой Готики к стилю Ренессанса. Жак Панталеон из Труа стал папой в 1262 году, взяв имя Урбан IV. Одним из его первых действий было создание церкви на месте его родины. План отклонил высотное готическое трехэтажное возвышение аркады, трифория и клерика, чтобы сосредоточиться на увязывании внешних и внутренних декоративных и структурных элементов с помощью кружевных выделений из стекла и камня. Беспрецедентное количество света освещает интерьер, чему способствуют витражи, в которых были неокрашенные, узорчатые рамы из полос из красочных повествовательных изображений. В середине девятнадцатого века проведены обширные реставрации, но они уважали целостность здания и оригинальный формат окон. Художники Луи-Жермен и особенно Эдуард Дидрон основывали многие новые творения на сохранившихся моделях остекления и средневековых рукописных иллюстраций.
Приходская церковь Мадлен может стать образцом эстетики эпохи Труа. Его великолепный витраж хора, построенный в 1508-1517 годах и расположенный в промежутках между пространством для мирян и духовенства, обеспечил сцену для чтений и пения. Многие витражи были уничтожены в более поздние времена, поэтому церковь Мадлен является важным объектом исследования. Через экраны посетитель может видеть окрашенные окна апсиды хора.