Конкурентоспособные мастерские
Сами латыши работают только подмастерьями и находились они едва ли в нелегальном положении. Несмотря на это подмастерья имели право работать в мастерских, где заправляли немецкие витражисты. Популярность и востребованность этого дела привела к тому, что в конце 19 в. начале 20 в. начинают функционировать несколько мастерских, которые могли конкурировать с немецкими витражными центрами. Однако самые престижные и высокооплачиваемые заказы выполнялись пока ещё в Германии вплоть до 1900-х гг.
Эрнест Тоде
Весомый вклад в развитие рижских витражей внёс латвийский мастер Э. Тоде. Именно в его мастерской творились шедевры витражного искусства, предоставленные храму Святого Петра, церкви Святого Иоанна, Домской церкви и неоготической Старой церкви Гертруды. Постепенно работы Тоде для каждой рижской церкви становятся вопросом моды и престижа, поскольку мастер всегда предоставлял только качественную и оригинальную продукцию.
Функционировала мастерская Тоде с 1895 г. по 1909 г. Несмотря на то что основные витражи устанавливались в церквях, некоторые его работы находятся в вестибюле и на втором этаже Академии художеств.
Особенности витражей Тоде
Мастер всегда уделял большое внимание растительности и символической нагрузке рисунка. Например, многие его витражи содержат яблони, что символизирует принадлежность к концепциям модерна. Стоит отметить, что модерн в своё время оказал большое положительное влияние на развитие архитектуры в Риге. Кроме Тоде, для которого витражи стали жизнью, к такому виду искусства примыкали и обычные художники. В их числе основоположник национальной плановой живописи Я. Розенталь.
Кстати, Тоде имел популярность не только на родине. Многие его работы украшают здания в Петербурге, а также находятся в Государственном музее истории религии. Часто витражи Тоде выступают в роли экспонатов, как образцы виражного искусства 19 в.
Работы Бренценса
Ещё один мастер витражного искусства, К. Бренценс, вносил в свои работы национальное творчество. Именно поэтому большая часть его витражей содержит красивые этнографические мотивы. Но, кроме этого, он проявляется и лаконизм, заставляющий зрителей ощутить всю монументальность произведения. Среди его самых знаменитых работ «Пух в снегу», созданный в 1903 г.